ИНТЕРВЬЮ | ИИ в России: «На бытовом уровне нет ни одного человека, который бы с ним не столкнулся»
Искусственный интеллект открывает большие перспективы в самых разных сферах. ИНТЕРВЬЮ | ИИ в России: «На бытовом уровне нет ни одного человека, который бы с ним не столкнулся» Экономическое развитие
Глава ООН Антониу Гутерриш в конце октября объявил о создании о создании Консультативного органа по искусственному интеллекту, в который вошли представители более 30 стран. Служба новостей ООН поговорила с представителем от России, директором Центра искусственного интеллекта МГИМО Анной Абрамовой о том, какие задачи ставит перед собой новая структура на ближайшие месяцы.
Служба новостей ООН: Почему консультативный орган по искусственному интеллекту было решено создать именно сейчас, с чем связано такое решение?
Анна Абрамова: Создание органа назрело именно сейчас, потому что искусственный интеллект развивается очень стремительно, активно вовлекая в этот процесс всех участников рынка и ставя перед человечеством новые вызовы и, соответственно, новые задачи. На это нужно своевременно откликаться, правильно выстраивая модель регулирования.
На национальном уровне это решает, естественно, каждая страна самостоятельно. А на международном уровне для того, чтобы индустрия, которая, по сути, является глобальной, могла развиваться в интересах всех на этой планете, необходимо создание единого консультативного органа.
Служба новостей ООН: Какие задачи сейчас основные ставит перед собой эта структура?
АА: Основная задача у нас очень широкая и ответственная – проводить анализ и давать рекомендации по тому, как в интересах всех игроков выстраивать систему регулирования искусственного интеллекта. Мы хотим не только помочь в формировании подходов к глобальному регулированию в сфере ИИ, но и показать те позитивные и негативные моменты, которые на среднесрочную и долгосрочную перспективу несет для всего мира эта технология.
Служба новостей ООН: В состав комитета вошли представители более 30 стран, вы от России. По каким принципам формировался комитет? В чем заключается сейчас ваша деятельность на этом посту?
АА: В группу вошли 38 экспертов из 33 стран: это и представители частного сектора, и академических кругов, и экономических организаций, и чиновники от отдельных стран, и международных организаций. Представленность достаточно широкая и сбалансированная по всем направлениям – и географическому, и гендерному, и в плане основных игроков, которые так или иначе участвуют в общественной жизни. Без такой инклюзивности невозможно выстраивать эффективную работу, это те нормы и ценности, которые должны учитываться и поддерживаться, чтобы мы имели стабильное, понятное, предсказуемое развитие и на среднесрочную, и на долгосрочную перспективу. Главная цель – добиться междисциплинарности и максимально широкого охвата всего спектра проблем, с которыми мы теперь имеем дело при таком стремительном развитии ИИ.
С момента инаугурации Совета в октябре мы занимались подготовкой первого доклада, он должен быть выпущен в свет в конце декабря. За прошедший месяц мы научились работать внутри группы, обмениваться мнениями. Мы работали и в более узких рабочих группах по отдельным направлениям, связанным с рисками и вызовами в развитии искусственного интеллекта, с его возможностями. Отдельная подгруппа занималась вопросами поиска подходов на глобальном уровне к регулированию этой сферы.
В дальнейшем, я думаю, наша деятельность не останется незамеченной. Мы будем активно работать на всех континентах, учитывая нашу представленность в большом числе стран. Но одним из важнейших рупоров для Совета, естественно, будут всевозможные мероприятия, как международные, так и национальные, которые будут проходить в разных частях света. Мы делаем первые шаги, из которых ближайшим значимым будет публикация краткого доклада.
Служба новостей ООН: Какой опыт работы с искусственным интеллектом у вас уже имеется?
АА: Я занимаюсь проблематикой развития цифровой экономики большую часть своей профессиональной жизни. С искусственным интеллектом наиболее активно работаю последние шесть лет. Первым шагом стала работа в первой в России междисциплинарной магистратуре «Искусственный интеллект» в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). Программа была создана пять лет назад. Этот проект оказался очень успешным, он стабильно развивается. Полтора года назад в МГИМО был создан междисциплинарный центр искусственного интеллекта, в работе которого я также активно принимала участие.
Параллельно с национальным нашим опытом я активно участвовала в работе виртуального института ЮНКТАД, а также в подготовке докладов по цифровой экономике в 2019 году и 2021-м. Поэтому, когда генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш объявил о создании Совета по искусственному интеллекту летом этого года и о возможности самостоятельной подачи документов для участия в совете, я решила этим воспользоваться.
Служба новостей ООН: Насколько в России сейчас динамично развивается искусственный интеллект? Как российская практика может быть востребована в рамках ООН и консультативного органа, в котором вы сейчас состоите?
АА: В России искусственный интеллект развивается очень динамично. Российский опыт – это поиск наиболее сбалансированного ответа на то, как в интересах общества технологию регулировать и поддерживать в развитии ИИ. Важную роль в этом сыграла разработка и принятие национального кодекса в сфере искусственного интеллекта. На сегодняшний день его подписали почти 300 компаний, которые представляют разные этапы развития жизненного цикла искусственного интеллекта. Это не только национальные российские, но и международные компании. К документу присоединились представители 20 стран, и я думаю, что это только начало пути.
Служба новостей ООН: Как за последние годы искусственный интеллект изменил жизнь в России на бытовом уровне и какие процессы происходят сейчас?
АА: Я думаю, что на бытовом уровне нет ни одного человека, который с ним не столкнулся, потому что он очень активно внедряется в бизнес-практику финансовых учреждений – все мы так или иначе успели хотя бы раз пообщаться с чат-ботом. Второй значимый трек, который я могу констатировать по Москве, это использование искусственного интеллекта в медицине, в том числе в рентгенологии. Кроме того, все большее число компаний по различным секторам, экономики от сельского хозяйства до добывающей промышленности, расширяют палитру технологий, которые они используют и активно применяют в своей бизнес-практике.
Служба новостей ООН: Насколько вот эти практики могут быть востребованы на мировом глобальном уровне в контексте Консультативного органа по искусственному интеллекту?
АА: Мы только начали работу, поэтому пока что рано говорить о конкретных шагах, но я уверена, что эти практики могут быть востребованы глобально, как и любой конкурентоспособный продукт. А эти продукты уже выдержали определенный этап своего развития на внутреннем рынке и доказали свою конкурентоспособность.
На следующем этапе они могут быть предложены для глобального Юга и Севера. А дальше всё будет зависеть от того, в чем заинтересованы сами компании и какая поддержка им на этом пути будет оказана.
Служба новостей ООН: Вы упомянули, что первый доклад в рамках рабочей группы будет выпущен в конце декабря. Какие основные пункты и тезисы в нем будут представлены?
АА: В этом докладе будут затронуты три основные направления. Это вопросы, связанные с тем, как уже выстраивается и может выстраиваться дальше международное регулирование в сфере искусственного интеллекта. Будут упомянуты риски и вызовы, которые дает искусственный интеллект, а также факторы, способствующие развитию искусственного интеллекта.
К лету 2024 года, накануне Саммита будущего, будет выпущен окончательный доклад Совета по искусственному интеллекту, который будет представлен на саммите в сентябре следующего года. Для нас это отчетная точка. Наш Совет был создан в октябре для работы на год, и по итогам Саммита будущего будет принято решение о его дальнейшем развитии.
Служба новостей ООН: Вы упомянули, что использование искусственного интеллекта сопряжено и с рисками. О каких из них, как считаете, стоит помнить?
АА: Палитра рисков очень разнообразная, существуют разные подходы к тому, как их оценивать и классифицировать. Над этим работают различные международные организации и частные компании. По сути, риски могут затрагивать все сферы деятельности человека: начиная с системы образования, если, например, искусственный интеллект оценивает уровень знаний студента или школьника и выдает рекомендации, которые могут отразиться в дальнейшем на всем его развитии, и заканчивая финансовым сектором, когда на основании решений системы искусственного интеллекта могут отказать в кредитовании. Поэтому, учитывая масштаб проникновения искусственного интеллекта, важным шагом будет составить единую карту рисков. И часть этой работы тоже будет возложена на наш Совет.
Служба новостей ООН: Что бы вы хотели добавить для наших читателей и слушателей?
АА: Мы, участники Совета, активно проводим публичные консультации. И я буду рада, если по результатам опубликованных материалов возникнут вопросы, пожелания или у кого-то появится идея для широкого публичного обсуждения – мои контакты есть на сайте МГИМО. Я, со своей стороны, тоже буду приглашать на открытые мероприятия и дискуссии.